×

Пол. Возраст. Поэзия (2000)

А.Г. Дугин / Ацефал / Вторжение / Web Archive

"Вторжение", отдельный выпуск №4, М., 2000

Александр Дугин

Пол. Возраст. Поэзия

1. Обратные соответствия

Существует закономерное распределение символических стадий жизни в соответствии с метафизической структурой человеческой сущности. Во времени развертывается сверхвременная реальность.

У мужчин и женщин соответствия обратны.

Пояснения. Человек (и девочка и мальчик) до достижения 10 лет (очень приблизительно) сохраняет андрогинатные качества. При этом тело (плоть), душа (индивидуальность) и дух (сверхиндивидуальный интеллект) находятся у такого андрогинного существа в гармонии и синтезе, ничто не преобладает в ущерб чему-то другому.

Но после 10 (условно) лет начинается важнейший процесс, в котором проявляется все бездонное отличие двух полов.

2. Три возраста Женщины

Девушка после 10 лет входит в период ТЕЛА. Он длится символически 20 лет (с 10 до 30). В этом периоде девушка-женщина реализует свою телесную составляющую. Ее естество отождествляет себя с тайным голосом плоти. Эта истина Традиции интуитивно (и опытно) очевидна. Внешний облик девушки, а нее ее личные (душевные) и тем более не умственно-духовные качества, вот, что органично в ней ценно. Этот плотский элемент не так прост. У тела есть свой собственный бескрайний мир смыслов (спросите любого скульптора). Вегетативный голос плоти далек от унизительной заклейменной простоты. Не важно, что языковой арсенал девушки невелик – "хи-хи, ой-ой, да-да..." Это специфическая verboratia плоти, подъязыковый дискурс, исполненный оттенками. Тело не банально, многомерно. От 10 до 30 достоинство дамы имеет корпоральный знак.

Далее идет этап индивидуации. Тело обретает имя. Теперь у женщины есть название, повадки, аппетиты, стратегии. Ее индивидуальность пробила себе путь. Теперь она ценна именно как "Мария" или "Елена", а не как "хи-хи", "каралемелька" без имени, но в юбке. Она реализует отныне себя, свою рефлексию, свою волю, свое представление (о семье, мужчине, благосостоянии, уровне и т.д.). От телесных ощущений она способна отныне отделить свои собственные, индивидуальные ощущения. "Душа Марь-Иванна".

Еще 20 лет – достаточный срок для экзистенциальных интриг. И телесное и душевное добрано сполна, на своем веку попробовано и увидено считай все. 50 лет. Начало нового этапа. Новый этап – эра духа. Теперь женщина становится воплощением обезличенных нормативов. Если семья – то не только муж, но вся семья в совокупности, а она – судья и хранительница. Все чаще тянет в Церковь. Генеральша, старушка на крылосе, бабка-распорядительница. Воля развоплощается. Она отныне надсмотрщица, с объективных позиций взирающая на треволнения душ и тел. Прекрасная, кстати, пора для женщины, если проживать ее достойно и гармонично. Далее конец. Торжественно вплывает ссохшийся аскетичный труп старухи в чаемую гавань небытия. Не надолго, не надолго... Уже трубят во всю по ту сторону могилы широкоплечие ангелы: "Не отчаивайся, не отчаивайся!". Вы видете, как воды смерти волшебно меняют ссохшуюся старческую плоть на нездешнее упругое бледное одеяние мускулов и маслов вновь обретенной Еввы? Все сначала (если, кончено, правильно прожила).

3. Три возраста Мужчины

Теперь стремление по ту сторону обретает имя и фамилию. Это "Дмитрий Николаевич", "Георгий Александрович". Он уже схватываем сам по себе. Способен читать газеты, уверенно, не торопясь разглаживая полосы. Общее становится в нем частным. Семья, машина, позиция, ключи. "Георгий Александрович" на даче. До 30 лет нормальный мужчина не может быть на даче. Если он (формально) и на даче, то либо смертельно пьян, либо режет вены, либо читает Ницше, либо тщетно пытается понять, что означает "хи-хи" из уст юной леди (либо он дегенерат).

Но когда "Георгию Александровичу" стукнет 50, он поймет то, что знает любая козявка женского пола после 10 – что у него есть тело. Это открытие. Дожили. Все проведали, уже, казалось, знаем и тонкости любви и превратности жизни, но оказывается, что все это время разговор шел о чем-то абстрактном. Тело? Мое тело? Новый этап под этим знаком. Сусанна и старцы. Что, старцы, пока не стали старцами, не видели купающихся плавчих? Видели, оценивали, но никогда, никогда раньше все существо их не призывалось столь императивно, императорски на фронт оживающей, колышущейся, стратегически мобилизованной плоти... Сусанна – женское "я" от 10 дот 30. Старцы – мужское "я" от 50 до 70. Полное соответствие. И в Традиции и в психологии.

Tout se tient.

А после этого довершения опыта – больше нет путей, по которым имело бы смысл идти.

4. Два возраста Алины Витухновской

Все, что сказано выше, имеет отношение к норме. Так все обстоит в теории, которой подчиняется подлунная логика. Но ярче всего утверждают норму отклонения от нее. Вот, к примеру, Витухновская (я решил написать это эссе, отталкиваясь именно от ассоциаций, навеянных мне размышлениями над ее творчеством). Молодая женщина называет сборник своих стихов "Последняя старуха процентщица русской литературы". Что-то в этом есть. Алина Витухновская радикально права. Ее физический возраст жестко контрастирует с тем периодом, в котором пребывает ее "я". Ей бы "хи-хи, ой-ой", но мы слышим из ее уст только карканье. Ей плохо, ей больно, ей интересно, но по-старушечьи... Ее мучают, скребут... От поэзии Витухновской остается ощущение того, что ей грязно, живо и странно, но ТЕЛА у нее нет.

Возможно, она отправилась в тюрягу, чтобы прочувствовать свою по возрасту полагающуюся телесность – но анестезия оказалась не эффектом травы. Иной возраст.

Старуха процентщица. Совершенно точно. Алина развоплощенное существо. Женщина в третьем периоде. Была. И кто сказал, что этот период хуже других?

Исследуем перверсию, своим отклонением от нормы подтверждающую чудную традиционалистскую истину, которую доказывать не надо.

Вот Алина подходит к важной черте. 30 (условно) лет. Что станет с девушкой-старухой?

УМРИ, ЛИСА, УМРИ
ПРОМОЛЧУ КАК БЕЗЪЯЗЫКИЙ ЗВЕРЬ.
ЧТОБ УЗНАТЬ, ЧТО У МЕНЯ ВНУТРИ,
РАЗЛОЖИ МЕНЯ КАК ТРЯПОЧКУ В ТРАВЕ,
И СКАЖИ: "УМРИ, ЛИСА, УМРИ".

ПОКАТИЛИСЬ ПО ЛЕСУ ГЛАЗА,
ЧТОБЫ НА СЕБЯ НЕ ПОСМОТРЕТЬ.
ТЫ СКАЗАЛ: "УМРИ, ЛИСА, УМРИ, ЛИСА".
ЭТО ЗНАЧИТ НУЖНО УМЕРЕТЬ,

ПРОМОЛЧУ КАК РЫБА И МЕРТВЕЦ,
ЧТОБ ТЕБЕ СПОКОЙНО ГОВОРИТЬ,
РАЗЛОЖИВ МЕНЯ КАК ТРЯПОЧКУ В ТРАВЕ:
"МРИЛИСАУМРИЛИСАУМРИ".

РЖАВЫМ БУДУЩИМ ПО МНЕ ПРОШЛА КОСА.
ПОЛУМЕСЯЦ ВЫНУЛ ОСТРЫЙ НОЖ.
ВСЕ СКАЗАЛИ МНЕ: "УМРИ, ЛИСА, УМРИ, ЛИСА".
ВСЕ УБЬЮТ МЕНЯ, И ТЫ УБЬЁШЬ.

Я УЖЕ НЕ СЛЫШУ ГОЛОСА.
ЕСЛИ ХОЧЕШЬ, ВСЁ ЖЕ ПОВТОРИ:
"РИЛИСАУМРИЛИСАУМРИЛИСА
САУМРИЛИСАУМРИЛИСАУМРИ".

НЕ УЗНАЕШЬ СВОЕГО ЛИЦА,
ПОПАДАЯ ВНОВЬ ВСЁ В ТОТ ЖЕ РИТМ.
ТОЛЬКО НЕ УМРИЛИСАУМРИЛИСА,
А УМРИ И САМ УМРИ И САМ И САМ УМРИ,

ПОСМОТРИ В МОИ КРАСИВЫЕ ГЛАЗА,
Я ХОЧУ ТЕБЕ ИХ ПОДАРИТЬ.
ПОМОЛИСЬ: "УМРИЛИСАУМРИЛИСАУМРИЛИСА"
ИЛИ САМ УМРИ, И САМ УМРИ И САМ УМРИ.

Я ЗАТЕМ ДАЮ СЕБЯ УБИТЬ,
ЧТОБ В ШУБИЙСТВО КУТАЯСЬ В МОРОЗ,
ТЫ БЫ СМОГ РУКОЙ ПОШЕВЕЛИТЬ,
КАК КОГДА-ТО ШЕВЕЛИЛСЯ ХВОСТ.

ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ ТЫ РЫЖИЙ ШЕРСТЯНОЙ,
СЛОВНО ЗВЕРЬ С ЧУДОВИЩЕМ ВНУТРИ.
ТЫ ОДНАЖДЫ ОТРАЗИШЬСЯ МНОЙ.
Я СКАЖУ ТЕБЕ: "УМРИ, ЛИСА, УМРИ".

Вот. Это совершенно новые интонации. Здесь впервые чувствуется присутствие нормального мужского начала. Ранее, как и все (эстетские) старухи она окружала себя гомосексуалистами и студентами (оставляющими в покое ее духовное целомудрие). Теперь на нас пахнуло иным возрастом. "Разложил меня как тряпочку в траве". К ней, уже душевной, индивидуальной, уже не alien, не "отстраненной" пришел ОН. Видимо, у него было имя, нам оно безразлично. Видимо, он был широкоплечий татарин, водитель "Жигулей" (водители иномарок протезы, а не мужчины). И произошел переход – от стадии духа к стадии души.

Когда мужчина видится в определенном ракурсе как лиса, происходит окончательная магическая потеря девственного неведения о сущности пола.

Теперь абстрагируемся: легко констатировать, что Алина Витухновская развивается по логике мужской сущности – дух-душа-тело.

Точно также, кстати, развивалась, Лу Саломе. Более того, судьба всех ярких (литературно-политических) женщин воспроизводит возрастной ритм именно мужских метаморфоз. Но то, что в мужчинах естественно, в женщинах нет...


"Вторжение", отдельный выпуск №4, М., 2001